Школьный музей


   «Школьный музей – очаг патриотического воспитания  подрастающего поколения»

О.В.Гурова,

учитель истории и обществознания  высшей категории,

руководитель  школьного музея  Боевой Славы  Центрального фронта

имени дважды Героя Советского Союза

 маршала  К.К.Рокоссовского

г. Железногорска

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя  общеобразовательная школа №9  имени К.К. Рокоссовского»

         В последнее время в прессе всё чаще и чаще звучат фразы о   повышении уровня духовности подрастающего поколения.  Прежде чем вкладывать в ребёнка высокие идеалы нужно  вылечить  его душу. Ни для кого не секрет, как упала наша духовность в перестроечные годы. Были сняты многие барьеры. Потоком хлынула в Россию дешёвая, низкопробная западная культура. Многие ценности были обезличены, потеряли свою значимость. На многие годы были преданы забвению многие  патриотические традиции.  Переход к рыночным отношениям, погоня за деньгами ещё больше отбрасывали идеи гражданственности и патриотизма  на последнее место.  Но прошли годы, произошла переоценка ценностей   и вновь стали возрождаться былые традиции, на которых выросло не одно поколение. Ежегодно проводятся декады по военно – патриотическому воспитанию. Возобновились самые яркие формы патриотического воспитания.

      Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Я, как руководитель музея глубоко убеждена в том, что  школьный музей – это  то место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего края  и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…

        Музейная деятельность,  будучи планомерной и систематической,  развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразные формы музейной  деятельности: это и поисковые  задания и участием в  раскопках  по местам массовых захоронений,  и походы по местам боевой  и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок.

        С большой гордостью хочется поделиться  деятельностью своего школьного музея, которому  29 октября  году  этого года исполнится 38 лет. Рассказать о той большой работе, которая ведётся в  стенах нашего общеобразовательного учреждения по формированию духа патриотизма молодого поколения. Для учителей, учеников и их родителей привычной и родной стала табличка на дверях школы №9. Ну, а те, кто впервые посещают школу, приятно удивляются тому, что школа не простая, а именная имени К.К.Рокоссовского. Ещё больше удивляются тому, что в школе действует музей Боевой  Славы Центрального фронта, который носит имя дважды Героя Советского Союза  Константина Константиновича Рокоссовского. Как же всё начиналось? 1 сентября 1976 года была открыта средняя  школа №9 на 1176 ученических мест. С первых дней работы школы, на первом комсомольском собрании учащихся  было принято решение изучить боевой путь, героический подвиг солдат, офицеров и генералов Центрального фронта, которым командовал  маршал К.К.Рокоссовский в 1943 году на Курской дуге и освобождавший Михайловский (ныне Железногорский) район от  немецко–фашистских  захватчиков. В связи с этим 21 декабря 1976 года в день рождения К.К.Рокоссовского был открыт клуб «Следопыт»  с целью собрать материал и открыть музей. Руководил клубом первый директор школы А.С.Ревякин. Следопытами стали учащиеся школы. Школьники – следопыты клуба  прошли многие сотни километров по дорогам России, Украины, Белоруссии и, конечно, же, Курской области. Они встречались с участниками военных операций, очевидцами событий, переписывались целыми классами, записывали воспоминания ветеранов, собирали их личные вещи, документы, награды, фотографии, участвовали в раскопках на местах боёв, в перезахоронении погибших воинов.       На основе собранных материалов, в присутствии  ветеранов Центрального фронта, приехавших из городов и сёл Советского Союза и нашего Курского края, 29 октября 1978 года был открыт музей Боевой Славы, которому  в  2016 году исполнится  38 лет. С этого момента приоритетным направлением в работе школы стало граданско-патриотическое  воспитание. Главными целями и задачами патриотического воспитания и работы музея стали и продолжают ими быть следующие:

·        Воспитание гражданско – патриотического сознания и духовно нравственных качеств у обучающихся;

·        Воспитание у обучающихся уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине;

·        Формирование чувства гордости и сопричастности к Великой Победе;

·        Формирование в детской среде уважительного  отношения к ветеранам Великой Отечественной войны;

·        Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и подростков, вовлечение их в активные формы гражданского и патриотического воспитания;

Использование возможностей современных информационных технологий для отображения исторических фактов Великой Отечественной войны, создание  банка материалов и документов о защитниках  Отечества;

Кроме экскурсионной деятельности патриотическая работа  разработана и по другим интересным направлениям:

Организационно-методическая деятельность: Месячник «Боевой Славы». Вахта памяти. Конкурсы патриотической, инсценированной песни. Концерты, посвящённые знаменательным датам с приглашением ветеранов войны и труда. Неделя правовых знаний

Информационная деятельность: Книжные тематические выставки «Они сражались за родину», «Эти огненные годы». Выпуск стенгазет, плакатов; Конкурсы рисунков, посвящённые  военной теме. Уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ, армии, флота, воинов-интернационалистов;

Исследовательско - поисковая деятельность: Конкурсы рефератов, сочинений, связанных с героическим прошлым истории России, истории города Железногорска. Проекты и  презентации различной тематики;

Нравственно-гражданская деятельность: Принятие учащихся в детское объединение «Радуга» в школьном музее. Операция «Забота», посещение ветеранов на дому, чествование их с праздничными датами календаря. Встречи с офицерскими жёнами;

И ряд других направлений в деятельности музея, делая его работу насыщенной и разнообразной. В настоящее время музей располагает богатейшим экспозиционным материалом, а именно. В музее размещены стенды с фотографиями и другими материалами о жизни и деятельности дважды Героя Советского союза, бывшего командующего Центральным фронтом К.К.Рокоссовского. Отдельные фотографии рассказывают о боевых действиях на Курской дуге. Особое место в музее занимает 65- армия и её соединения. На фотографиях отражены различные эпизоды фронтовой жизни командующего  генерал – лейтенанта Павла Ивановича Батова и его приезд на 25 –летие Курской битвы, где благодарные куряне встречают его с «хлебом–солью». Многие дивизии и армии показаны на стендах и в альбомах. Сотни писем и открыток рассказывают о жизни ветеранов фронта. В своих письмах они рассказывают о войне, дают советы молодому поколению. В музее выставлены военные мундиры ветеранов фронта: дважды  Героя  Советского Союза,  почётного  гражданина  г. Железногорска,  генерала  армии П.И.Батова.  Героя  Советского Союза,  почётного гражданина маршала авиации  С.А.Руденко, почётного гражданина г. Железногорска, генерал-майора Н.И.Горбина,   бывшего начальника штаба  65-армии,  Героя   Советского Союза генерал-полковника  И.С. Кузовкова, Генерал-полковника,  профессора И.С.Глебова, гвардии полковника В.И. Пятенко, полковника П.С.Стрекалова и многих других.            Богатый материал музея широко используется в учебном процессе. Наглядность и достоверность воспоминаний ветеранов помогает убедительно проводить экскурсии, уроки мужества. На таких уроках война предстает «весомо и зримо» в виде пробитых пулями касок, гимнастёрок, мундиров и другой военной амуниции. Музей работает на основе самоуправления школьников. Во главе его стоит Совет музея, состоит из председателя и экскурсионной группы. Экскурсионная группа проводит тематические экскурсии для учащихся школы и города. Тематика их самая разнообразная. Члены Совета музея при поддержке руководителя музея  стараются разработать такие темы экскурсий, которые вызывают интерес у учащихся. Адаптируют их на  все возрастные категории, тем самым делая их интересными и доступными для восприятия. Количество заявок на экскурсии яркое тому доказательство. Совет музея творчески подходит к своей работе т.к. включает в свой состав настоящих увлечённых этой работой учащихся.      Традиции, заложенные первыми следопытами, живут, и  по сей день. Это неделя памяти  К.К.Рокоссовского, которая ежегодно отмечается в декабре.     Вошли в традицию встречи коллектива учащихся и учителей с ветеранами. Приход ветеранов в школу всегда праздник. Эти встречи проходят в тёплой, трогательной обстановке, непременно в музее. Это стало самой главной традицией. Звучат слова приветствия в адрес ветеранов. Вручаются цветы, подарки. Сопровождается всё номерами художественной самодеятельности.     Большое внимание в патриотической работе уделяется организации  поездок и экскурсий по местам боевой славы, историческим и культурным местам, мемориальный комплекс «Прохоровское поле»,  п. Свобода, музей Центрального фронта, мемориальный комплекс Большой Дуб, «Ясная поляна», «Спасское-Лутовиново», «Марьино».

      Материал, собранный в музее, используется  учителями-предметниками и классными руководителями в работе.  Они  регулярно проводят уроки, используя музейный материал. Изучение темы «Великая Отечественная война» в настоящее время немыслима без материалов нашего музея. Здесь можно видеть рукописные и печатные мемуары участников войны, серии документальных повествований.  Большой интерес вызывает коллекция газет военного времени и многое, многое другое, заслуживающее внимание и интерес учащихся. Стало традиционным составление тематических экспозиций. Школьный музей активное участие принимает во всех научных конференциях по патриотическому воспитанию, которые проходят как на базе краеведческого музея, так и на базе школ города.  За успехи в патриотическом воспитании подростков музей отмечен многими дипломами и грамотами. Последние грамоты и дипломы  получили за активное участие в чествовании   юбилейной даты  75 – летия Великой Отечественной войны. Была проделана большая работа: разработана виртуальная экскурсия по музею Боевой Славы, которая вошла в электронный сборник экскурсий, написаны ряд статей в региональные сборники, музей активное участие принял в областных исследовательских и творческих  конкурсах, посвящённых этой знаменательной дате.

За  годы  существования музея было проведено: более 1500 экскурсий, более 600 уроков мужества, более 1000 встреч с ветеранами,  более 100 поездок мо местам боевой славы, в  музее побывали делегации из ГДР, Никарагуа, Монголии, гости из Чехии, Венгрии, Болгарии. Музей посетили ветераны армии Центрального фронта, научные сотрудники центрального музея Вооружённых сил СССР из города Москвы, работники министерства культуры, корреспонденты различных газет и журналов.     

Школьный музей является очагом патриотического воспитания, как для нашей школы, так и всего города.   Будем считать свою задачу выполненной, если наша музейная деятельность поможет молодому поколению обрести дух патриотизма и готовности к защите своего Отечества. 

Мы помнить  мгновенья войны обещаем,

И головы скорбно склоняем

Перед всеми, кто мёртв и кто жив,

Кто, подвиг свой ратный свершив,

Жить в мире потомкам навек завещал

И жизнь без раздумья за это отдал!